Дойна КОРНЯ,

профессор, Румыния:

"Саул, Саул, за что преследуешь меня?" - с этой минуты Саул стал последовать уделу, который предназначил ему Господь. С той самой минуты прозревший Саул посвятил себя открывшейся ему миссии - Божественной Истине, отказавшись от своей псевдоучасти. Но для этого немало мужества понадобилось ему. Мужество, чтобы, отказавшись от удобной безопасности, от благосостояния и покоя, пойти на риск, зачастую ставя под удар даже собственную жизнь для того лишь, чтобы остаться верным своему земному предназначению ~ призванию Господнему. Подобное мужество предполагает не только торжествующую радость по поводу новизны обретения, но и отказ от чего-то, отрыв ~ нередко болезненный ~ от рутины сомнительного и случайного выбора. Ведь любая духовная жизнь основывается на истине, свободе, мужестве.

Для нас, румын, живущих- как в Румынии, так и в Бессарабии, деяния и слова Святого Павла более чем поучительны. Все его поведение продиктовано основным принципом его жизненной позиции ~ верность предназначению, возложенному на него Богом. Только осознанное следование своему предназначению позволило ему обрести точки опоры, чтобы Провести грань между порядком и беспорядком, добром и злом, бытием и небытием. Все мы -  плоды божественного замысла. Мы вольны включить его в свою жизнь или нет, только с самого начала необходимо уточнить: быть свободным - отнюдь не значит делать все, что в голову взбредет. Свобода означает готовность принять этот замысел, это основной способ общения с Тем, кто над нами. Любое отклонение от замысла ведет к отчуждению, утере свободы, потере смысла всего, к хаосу.

Пятьдесят лет коммунизма не прошли бесследно для нашего сознания. Мы запамятовали, кто мы такие, где наше место и какая роль отведена нам в этом мире, предали забвению божественный замысел в отношение нас. Другими словами, мы забыли о наследии, оставленном нашими прадедами, забыли, как должно с ним поступить. Иногда это наследие может показаться слишком обременительным. Так было всегда. Наши родители и деды пронесли его достойно и благородно, передавая из поколения в поколение. Они. знали: лишившись его, можно лишиться своего естества.

Бог наделил нас от рождения единым языком, единой культурой, единой духовностью, единым пространством и единым историческим временем. Каково их значение, и как быть со всем этим?

Мы чудом выжили в славянском океане, находясь под угрозой стольких соседних Империй. Наше сознание - сознание того факта, что мы, бесспорно, потомки римлян - нашло отражение в ранних произведениях наших летописцев, в первых исторических и филологических исследованиях Трансильванской школы, в научных обоснованиях наших общих современных историков и лингвистов. Не являемся ли все мы потомками Штефана Великого, возводившего крепости и церкви во всех уголках, населяемых румынами? Не является ли наш великий поэт Михай Эминеску поэтом всех румын, независимо от того, в какой они провинции проживают? Не является ли его язык нашим общим языком, одним и тем же для нас всех? Наперекор всем произвольным границам единство языкового, исторического и культурного пространства, единство нашего сознания неоспоримо, о чем говорится и в знаменитой "Дойне": "De la Nistru Pin la Tisa/ Tot romanu/ Plansu-mi-s-a". Эти строки выражают не только боль и страдание, но и стремление, подпитываемое неоспоримым самосознанием нации. Этот идеал был и остается нашим наследием и мы не вправе его лишиться.

Никакие политические конъюнктурные и сиюминутные соображения не могут оправдать отречение от идентичности, которую нам определило наше общее наследие. Как человек, не осознающий своей духовной идентичности, постоянно подвергается риску самоотчуждения, внутреннего беспорядка и хаоса, -гак и нация, утерявшая связь со своими корнями, со своими истоками, которые подпитывают ее самосознание, и изобретающая разного рода псевдоидентичности, лишается своей свободы, подвергается угрозе исчезновения. Потому что любая фальшь, любой отказ следовать своему призванию, священному по своей природе, означает небытие. Отрицать свою идентичность — значит по сути отрицать свое право на существование; но это еще означает отказ отвечать на призыв Господа Бога.

Не ближе ли к Святому Павлу героический Илие Илашку и его друзья по страданиям, отказывающиеся отрицать свое самосознание? А патриоты из Народного фронта? Не находятся ли они ближе к Эминеску, когда говорят об едином культурном и лингвистическом пространстве всех румын? За что преследуют этих людей?

Божественный голос, идущий словно из глубин веков, и сегодня словно вопрошает:

"За что вы преследуете меня?".

Пусть все румыны, подобно Святому Павлу, мужественно признают свою идентичность, последовав таким образом призыву Господа Бога.

 

 

Вверх

[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]

 

 

Хостинг от uCoz